13.11.2014

Этика в ветеринарной медицине

Данный текст одобрен к распространению как способствующий делу ветеринарных врачей
Ветврачи
Данный текст одобрен к распространению как способствующий делу  владельцев животных
Владельцы животных

   Вопросами этики в медицине, как гуманитарной, так и ветеринарной посвящена целая наука. Она носит название деонтология, ее даже преподают в ВУЗах. Итак, что же это такое? Деонтология (греч. deon, deont[os] должное, надлежащее + logos учение) - термин в начале XIX века в обиход этики ввёл английский философ-утилитарист, социолог и правовед Иеремия Бентам (Bentham leremia, 1748-1832). Проще  говоря, это наука занимающаяся изучением этики и корректного поведения врача по отношению к больному.

   Медицинская деонтология занимается изучением правил поведения врача по отношению к своим пациентам и врачей между собой; вопросом, необходимо ли сообщать пациенту о том, что он неизлечимо болен, или нет. Задолго Бентама первые  правила деонтологии изложил основоположник медицины Гиппократ в своем своде правил, более известных всему миру под названием клятва Гиппократа (кстати, клятва – громко сказано: не навреди – вот вам и вся клятва). Наши пациенты сами за себя практически ничего не решают (за исключением суицидальных попыток котов парашютистов, собак, перебегающих дорогу  и прочих попыток быстро уйти из жизни), сказать сами ничего не могут, да и лечить себя не имеют возможности. Чаще всего за наших пациентов все решает его владелец. Вот здесь-то собака и зарыта.…Несмотря на отсутствие в ветеринарии вышеупомянутой клятвы первого на свете врача, морально-этических норм поведения по отношению к владельцу животного и самое главное, отношения к своим коллегам по профессии никто не отменял. Как это ни печально, но в реальной жизни часто сталкиваешься с обратной ситуацией. Как говорил Джеймс  Хэрриот (настоящее имя Джеймс Альфред Уайт, всемирно известный сельский ветеринар, книги которого выходят миллионными тиражами), врачи, лечащие людей,  произносят клятву Гиппократа,  врачи, лечащие животных, произносят много выразительных слов; наверное, это более точно передает истинное положение вещей.

   Прежде чем лечить животных квалифицированный ветеринарный врач (здесь я не имею в виду коновала, задача которого только поскорее усыпить безобидную зверушку и слупить с владельца  денег) должен научиться не только лечить животных, но и работать с их владельцами, фактически становиться и психологом, а иногда и психотерапевтом. И неизвестно, что дается сложнее. Ветеринарная подготовка, данная врачу в ВУЗе, это только теория, база, скелет, который затем одевается плотью опыта. Профессия ветеринарный врач - это очень благородная и в тоже время очень сложная и трудная работа. Ветеринарный врач, который ежедневно работает, как с животными, так и с их владельцами регулярно испытывает как физические, так и эмоциональные перегрузки. Голова его работает как процессор современного компьютера.

   Мало того, что чаще всего приходится работать с особо запущенными случаями. Ведь не секрет, что обращаются больше всего, когда болезнь у животного уже прогрессирует, да и владелец уже вероятнее всего несколько не адекватен (по разным причинам). Никогда не забуду случай, что владельцы одной собаки устроили скандал в кабинете из-за того, что их зверю после тяжелой операции поставили капельницу, а они куда-то очень торопились. Но, наученные горьким опытом таких поспешных заборов животного после операции, их никуда не отпустили,  не поддаваясь на уговоры «ну сделайте, чтоб капало быстрее!»,   и назначения заставили прочитать от начала и до конца. Самым логичным на первый взгляд было их отпустить. Но во первых, последствия были бы не предсказуемы, да и как показывает практика такие всезнающие собаковеды потом смену не дадут спокойно доработать, будут звонить каждые пять минут -«…а это, как?...а почему так?»Работа ветеринарного врача сопряжена с общением с самыми разными людьми. Так же как не бывает двух абсолютно одинаковых собак или кошек, также нет и абсолютно одинаковых владельцев. Задача квалифицированного ветеринарного врача с каждым установить доброжелательные отношения. Это залог успешного лечения заболевшего животного. Но порой эти доброжелательные отношения достигаются большим трудом. 

   Ветеринарный врач должен учиться на своих ошибках, уметь оценивать свои действия со стороны. Никогда не теряться в незнакомой обстановке. Быть уверенным в себе, только эта уверенность не должна переходить в самоуверенность или  наглость. При осмотре животного квалифицированный ветеринарный врач должен избегать резких движений, причинения животному лишней боли. Стараться избежать агрессии животного. Не совершать необдуманных поступков и не принимать поспешных решений. Всегда внимательно и не торопясь осматривать своих пациентов. Держать себя независимо. В памяти остался надолго случай из 90-х. Когда один богатый господин вызвал одновременно к умирающей собаке пять врачей из разных клиник. И тому, кто больше всего внушил ему доверия, сказал: «вы доктор, тут командуйте всеми и спасайте собаку общими усилиями, а я пойду сто грамм приму для душевного спокойствия». Помнится, мы с водителем были единственные, кто, несмотря на щедро обещанный гонорар, уехали из этого шалмана. Никто и никогда не может навязывать врачу своего мнения в вопросе диагностики и лечения животного. Консилиум это конечно красиво звучит, но извините, как оказывать помощь, когда один предлагает поставить капельницу, другой вскрыть и посмотреть, что у собаки внутри, а третий предлагает клизму сделать.  Слова о начинающейся у собаки агонии все тогда проигнорировали и продолжали дискутировать. Через три часа другая наша бригада поехала забирать несчастного пса на кремацию. 
   Или  врач работает с пациентом, а владелец сует ему трубку телефона, дескать, сейчас еще наш домашний доктор скажет, чем  и как лечить. Я обычно всегда врача  такого выслушаю, но как и чем лечить решать буду сам. А касаемо таких советчиков, скажу так  «Вы – домашний доктор? Отлично. Но сейчас вы на отдыхе (заболели, далеко за городом и т.п. – все мы люди, это нормально)? Тогда лечением занимаюсь я». Случается, что уровень профессиональной подготовки таких советчиков невысок: приехать сделать прививки (ну вам же печать не нужна?), почистить ушки и подстричь коготки. Когда же речь заходит  о серьезной проблеме со зверьком, у них резко приходят гости, поднимается давление и т. п., и советовать они стараются дистанционно, дабы не потерять хорошего клиента. 

  Так вот, лечить собаку должен один врач: тот, которому доверяет владелец. Естественно, в пределах своей компетенции и знаний: если врач не имеет, скажем, офтальмологического оборудования и нужных навыков, разумнее направить пациента на консультацию к  специалисту по таким заболеваниям. Кстати, это один из признаков грамотного и уверенного в себе специалиста: если он  в подобной ситуации и советует, то коллегу или клинику, куда следует обратиться с данной конкретной проблемой.

  Здоровье и жизнь четвероногого друга находятся в руках того ветеринарного врача, который с ним работает. Врач должен всегда объяснять владельцу, какую помощь он собирается оказать его питомцу и почему в данном случае нужно именно вот это (этот анализ, этот метод диагностики и пр.). Более того, он должен объяснять все на простом бытовом уровне, чтобы даже далекий от медицины  человек все правильно понял. Это в идеале, конечно нам всем доводилось до хрипоты объяснять и долго показывать, как делать подкожный укол и потом слышать: «Аааа, понял, это в лапу!». Квалифицированный ветеринарный врач всегда должен и просто обязан поставить животному после осмотра диагноз, пусть и предварительный иначе от чего он будет лечить своего пациента? В большинстве случаев необходимо проведение дополнительных исследований. Если животное находится в тяжелом или терминальном состоянии,  или предстоит операция (путь и плановая, пусть и отработанная) ветеринарный врач обязательно должен проинформировать владельца о возможности летального исхода. Для большинства людей животное – это член семьи, а для некоторых и единственный свет в окошке. Ветеринарный врач, равно как и владелец животного в равной мере должны осознавать, что медицина не всесильна. Не всегда возможно диагностировать, да и соответственно лечить некоторые патологии.

   Касаемо вопроса, когда многие владельцы спрашивают гарантии на лечение или операцию. Организм любого живого существа очень сложно устроен. Он не машина. Как показывает практика, гарантии даются на автомобиль или телевизор, да и то с множеством оговорок мелким шрифтом. По части гарантий на животное: гарантийная мастерская здесь - Господь Бог. Но подобные ситуации не редки. Клиенты хотят за деньги купить бессмертие своих питомцев и бессознательно пытаются возложить всю вину и ответственность на ветеринарного врача. Поэтому в большинстве клиник и на выездных службах все чаще вводится практика расписок. Это совершенно нормальная ситуация (и в гуманитарной  медицине тоже) и пугаться ее не стОит.

  Важный момент  - обеспечить осмотр  животного, т. е., фиксация в нужном положении и оберегание от покусов-царапов. Очень часто приходится слышать от владельца:  «Да моя собака никого и никогда не кусала». Как-то после подобного заявления с гордым: «Клянусь честью кинолога!» и последующего за ним укуса собакой врача  последовал перл: «Доктор, вы – первый!». Согласитесь, что в данной ситуации быть первым – сомнительная честь. Часто именно подобные самоуверенные владельцы, да и непрофессионально подошедший к этому вопросу ветеринарный врач  сами становятся клиентами травмопункта. Квалифицированный ветеринарный врач должен спокойно объяснить владельцу животного, что кусаются собаки в большинстве случаев из-за страха, дают знать о себе и волнение владельца, улавливаемое собакой, боль, эффект «белого халата» и т.п. факторы; объяснить и показать методы и способы фиксации. Кроме того, владелец сам должен быть заинтересован в этом: врач пришел и ушел, а лечить-то, кто будет?

   Следующим важным, нелегким и нередко весьма спорным моментом является решение об эутаназии животного (подробнее см. статью Эутаназия). Задача квалифицированного ветеринарного врача тактично объяснить владельцу состояние его животного и прогноз течения заболевания. Решение принимает всегда владелец, задача ветеринарного специалиста – дать максимально реалистичную информацию, при необходимости – посоветовать другого специалиста для оценки состояния животного. Согласно действующему законодательству, как это ни парадоксально, собака и кошка являются вещью (типа пальто или журнального столика) и, соответственно, собственностью своего владельца. Таким образом, решение о медикаментозной эутаназии лежит полностью на плечах их владельцев.

   Взаимоотношение ветеринарных врачей между собой тоже зачастую непростой вопрос. У всех врачей свои схемы и методы лечения, знания и опыт, маленькие хитрости и ноу-хау, круг используемых препаратов и пр. и то, что они не совпадают – вполне логично. Один врач назначил «дицинон», а другой яростно это вычеркнул и написал «этамзилат», да еще и обозвал коллегу по-всякому (для справки: действующее вещество одно и то же, разный производитель). Критика назначений другого специалиста неконструктивна в любом случае.  На момент осмотра животного  те назначения могли быть вполне адекватными: по состоянию животного, набору лекарств в  маленьком веткабинете глубинки, отсутствию данных анализов, да и банально финансовым возможностям владельца и особенностям характера питомца «и почему это он вам капельницу не поставил?» да потому что тогда со злющим котом пришла бабушка, которая при виде шприца упала в обморок или соседка, у которой деньги были лишь на осмотр). Квалифицированный ветеринарный врач всегда должен положительно отзываться о своих коллегах, пусть и наделавших ошибок. Ну, или не отзываться вовсе, как говорится «ноу комментс», без комментариев. Зачастую владельцы, придя в клинику с назначениями своего доктора, слышат: «И что за врач вам такое назначил? Да вы что, ваша собака помрет от таких доз!» и т.п. И как должен реагировать владелец? Максимум, что может позволить себе врач, к которому пришли на капельницу или обработку (не на консультацию, а чисто на техническое исполнение назначений), это посоветовать связаться со своим врачом, чтобы скорректировать дозы либо провести дополнительные исследования. Как пример: «в подобных случаях также информативен анализ мочи (УЗИ, рентген и т.п.), посоветуйтесь со своим доктором, возможно, для дальнейшего лечения эта информация ему пригодится».  Врач меняет назначения, если владелец пришел с просьбой «посмотрите, все делаем, не помогает, что вы посоветуете?», далее, соответственно, ведет пациента уже этот доктор. Критикуя другого ветеринарного врача в присутствии владельца, врач нарушает основной принцип деонтологии и ветеринарии - не навреди. Кроме того, нарушаются т.н. корпоративные интересы. Авторитета этому доктору такое поведение не добавит. Еще никто не построил своё счастье на очернении коллег. В этом плане мне очень понравилось выражение одного нашего коллеги, выдающегося врача, моего друга и просто хорошего человека Николая Холматова, ныне  живущего и работающего в  Чехии: «С выбором методов пана коллеги я не согласен, но уверен, что он имел к этому свои доводы». Квалифицированный ветеринарный врач должен строить свои взаимоотношения с владельцами животных и коллегами по профессии на доверии, такте и взаимопонимании. Ветеринарный врач немного волшебник, доктор Айболит он должен быть скромным и не алчным, если он конечно по сути своей ВРАЧ, а не «Доктор Кабыздох».

   В заключение хотелось бы сказать, что несмотря ни на что, в нашей стране, в массе своей работают лучшие ветеринарные врачи. Ими можно восхищаться, мужчинами и женщинами, молодыми и старыми, достигшими высот карьеры и выпускниками институтов. Они – умные, талантливые, мыслящие. Иногда скептические и немного циничные (помните? «резать к чёртовой матери, не дожидаясь перитонита» и сигарета в зажиме). Иногда задерганные и усталые. Им можно доверять здоровье своих питомцев. Влюбленные в свою работу, они «на вахте» большую часть суток, оставляя себе незначительное время на сон, оперируют или ставят капельницы, возвращаясь, домой, они  не могут уснуть, прокручивая в голове проблемы своих пациентов. Они просыпаются среди ночи и, несутся куда-то, где их ждут, где нужна их помощь, их профессиональные навыки. Они радуются нормальной температуре, словам «он уже покушал!» или «пластилинообразной какашке» своих пациентов, пьют крепкий чай или кофе на дежурстве, обзванивают владельцев своих пациентов после смены с целью мониторинга лечения,  глубоко переживают все неудачи и улыбаются утреннему солнцу, потирая веки, покрасневшие после суток работы. К сожалению не всем и не всегда они могут помочь. Но они любящие, заботливые. У них самих много проблем. Они профессионалы своего любимого дела.
За ними будущее в ветеринарной медицине. 

   И снова: «Да, я вас слушаю. Что у вас случилось с собакой? Нет, перекись в глаз заливать не надо. Да, выезжаю. Да, буду. Постараюсь».

Автор:  144

Назад на страницу статей